Современные детские писатели
Выбирая своему ребёнку книжку в библиотеке или магазине, родители ищут знакомые им имена: Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова, Волкова и Линдгрен, и не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг не так известны, как классики детской литературы.
В последнее время на литературном горизонте появилось много новых писательских имён. Чтобы не лишать детей хорошего чтения, предлагаем познакомиться с некоторыми современными авторами, пишущими для детей.
Татьяна Бокова
Татьяна Викторовна Бокова – писатель, поэт, композитор, лауреат премии «Венец» за вклад в детскую литературу. Дипломант ряда международных конкурсов сочинителей песен. Автор известных и любимых детских книг, занимательных азбук, продающихся тиражами в десятки тысяч музыкальных альбомов песен на её музыку, которые по праву можно считать семейными.
Уважение к ребенку — вот что главное в её стихах. Воспоминания о собственном, не таком уж далёком детстве сплелись с попыткой молодой матери (Татьяна стала писать стихи, когда родился сын) понять, что такое ребёнок. Она увидела в нём маленького философа, рассуждающего о том, «какого цвета темнота», и о том, «что все прохожие, похоже, состоят из пап и мам».
Следует отметить жанровое разнообразие её стихов. У поэта много интересных загадок о тех вещах и предметах, которые окружают современного малыша. Сама Т. Бокова в интервью журналу «Детская литература» говорит: «Я стараюсь воздействовать на легко ранимые души детей не модным словцом и парадоксальным вывертом, а добротой и искренностью».
Сергей Георгиев
Сергей Георгиевич Георгиев родился в 1954 г. в Нижнем Тагиле. Жил и работал в Екатеринбурге. Закончил философский факультет Уральского университета имени М. Горького, там же закончил аспирантуру, стал кандидатом философских наук, преподавал в вузах Екатеринбурга, был литконсультантом и заведующим отделом литературы в редакциях журналов «Уральский следопыт», «МИКС», «Голос».
Сергей Георгиев хорошо знает и понимает детей. Писать хорошо — это вообще свойство истинного писателя, а вот писать для детей может далеко не каждый. Для этого надо как минимум разбираться в детских мечтах и фантазиях.
Отвечая на вопросы одной анкеты, писатель сказал, что в детстве он хотел стать «сочинителем правдивых историй». Это получилось, но сделано гораздо больше - как сформулировал Георгиев в том же интервью: «Величайшее счастье на свете — просто так, без оглядки на кого-либо, выдумывать всякую ерунду и записывать собственные глупости. Выше этого — тревожное и ответственное ощущение, что твои скромные фантазии могут быть интересны другому человеку».
Артур Гиваргизов
Артур Гиваргизов рассказы и стихи пишет необычные. Да и сам он человек занятный. Закончил музыкальное училище при Московской консерватории. Работает педагогом музыкальной школы (классическая гитара). Так что с детьми знаком не понаслышке. Считает, что они «понимают больше, чем взрослые. Понимают, что окружающий мир не такой злой и страшный как кажется папам. Несмотря на учебу в музыкальной школе, дополнительные занятия английским, немецким, китайским – жизнь прекрасна!.. Вообще детям многое легче объяснить…».
А еще А. Гиваргизова называют ужасно непедагогичным писателем. Он находит это комплиментом. Категорически не согласен с теми, кто считает, что современная детская литература никому не нужна.
Автору удается избегать дидактичности и назидательности в своих произведениях, беря в союзники своих персонажей. Наверное, ребятам проще выслушивать замечания от лица мух, муравьев, собак и прочих представителей животного мира.
Артур Гиваргизов мастер короткого юмористического рассказа из школьной жизни.
Тамара Крюкова
Член Союза писателей с 1997 года. Автор 24 романов, фантастических повестей, повестей-сказок, а также многочисленных сборников рассказов, сказок и стихов. Лауреат Международного фестиваля «Счастливые дети». Член оргкомитета Международного молодёжного проекта «Мы пишем Книгу мира», инициированного Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества. Лауреат первой премии Международного общественного фонда «Русская культура» за возрождение литературы для подростков России. Лауреат первой премии конкурса на лучшую книгу о подростках, проводимого Издательским советом Русской православной церкви.
Тамара Крюкова много пишет для детей разных возрастов. Для малышей она сочиняет стихи, сказки и оригинальные «обучалки».
Самая знаменитая её книга для маленьких – «Сказки дремучего леса» - издана на шести европейских языках. Книга написана в жанре повести-сказки, родившейся на пересечении сказки и реальности.
О своём творчестве Тамара Шамильевна в одном из интервью сказала так: «Я пишу для детей, чтобы передать им ту доброту, любовь и улыбки, которыми меня щедро наградило мое детство. Я хочу, чтобы они полюбили этот мир так же, как люблю его я».
Олег Кургузов
В 2004 году журнал «Простокваша», издающийся в Волгограде, посвятил весь четвертый номер московскому писателю Олегу Флавьевичу Кургузову. Почти в самом конце его помещены 13 вопросов писателю. Один из них: «Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?». Ответ был простой и гениальный, поистине пушкинский: «Осенний дождь. Без ветра».
Все, кто знал Олега Кургузова, определяют его как человека и писателя солнечного. В его книгах много тепла и света. Но много и мягкой свежести, задумчивости и грусти осеннего дождя… Правда, это стало очевидным только после столь раннего ухода писателя из жизни. Олегу Кургузову было всего 44 года, когда он стал «точкой в голубой дали».
В последней своей прижизненной книге «Наш кот — инопланетянин», которая вышла в самом конце 2003 года, писатель устами своего героя, Маленького Мальчика, озвучил самый главный закон, на котором построен мир: «Мама любит папу, папа любит меня, я люблю маму. Вот и получается КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ В СЕМЬЕ».
Олег Кургузов был большим писателем, гениальным. Но имя его мало кому известно. В нем не было того, что сам Олег называл «пуфом» — стремления к саморекламе, к публичности. Зато все его произведения наполнены невероятным, небывалым теплом и светом».
Татьяна Рик
Когда Татьяна Рик была маленькая, то не хулиганила, как некоторые, а со всеми дружила и много читала книжек. И думала: "Вот вырасту - сама сто книжек сочиню, и отличные картинки к ним нарисую".
А ещё ей хотелось не только книги с картинками сочинять, но и в кино сниматься, и детей воспитывать, и в космонавты. Но книжки лучше. Потому что литература - это и кино, и дети, и космонавтика вместе.
Писательница работала учительницей русского языка! Так что она и в детях разбирается. Теперь понимаете, откуда учебники взялись? Из пе-да-го-ги-чес-кой практики!
А еще она сказки пишет, рассказы, пьесы, истории разные и даже стихи, игры придумывает, и рисунки делает сама! Честно: так много всего, что и вправду покажется, будто за нее три учительницы работают. И фамилия у нее - как у всех настоящих детских писателей - веселая и настоящая.
Андрей Жвалевский
Евгения Пастернак
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак пишут книги для детей и подростков. Творческий союз родился в 2004 году. За это время написано множество увлекательных книг: «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13», «Правдивая история Деда Мороза», «Я хочу в школу», «Москвест», «52 февраля», «Охота на василиска», «Шекспиру и не снилось» и другие. Их произведения неоднократно становились победителями читательских конкурсов, лауреатами и финалистами премий «Заветная мечта», «Книгуру», «Алые паруса», «Алиса», Старт Ап и многих других.
Андрей Жвалевский – писатель, сценарист. Родился в г. Гродно (Беларусь). В 1991 году с отличием окончил физический факультет БГУ. После окончания занимался фундаментальной наукой, дизайном ценных и защищенных бумаг, работал в издательстве.
Евгения пастернак – писательница. Родилась и живет в Минске, выпускница физического факультета БГУ.
Екатерина Матюшкина
Екатерина Александровна Матюшкина – современная российская писательница, художник, автор детской литературы, родилась 25 апреля 1976 года в Санкт-Петербурге, ее родители – художники. Когда будущей писательнице было четырнадцать, она победила в детском литературном конкурсе, а позже выступила со своими рассказами в программе петербургского телеканала.
В 1997 году Матюшкина с отличием окончила режиссерский факультет Ленинградского областного колледжа культуры и искусств.
Екатерина уверяет, что давно мечтала стать писательницей. Совместно с подругой и однокурсницей Катей Оковитой она выпустила фантастику для детей «Лапы вверх!» Эта книга со стихами, играми, уроками рисования за год была распродана стотысячным тиражом.
Вдохновленная успехом, Матюшкина продолжила активную работу над произведениями. Вскоре она опубликовала серию сказочных детективов про Кота да Винчи, а также придумала истории про других забавных персонажей…
Сергей Седов
Сергей Седов из тех писателей, что завораживают при личной встрече не меньше, чем при встрече с его текстами — такой настоящий современный сказочник, человек, не привязанный к пространству и времени, бывший учитель и московский дворник, сказками которого мы начали зачитываться еще в 80-х. Не сосчитать, сколько раз эти сказки — про мальчика Лёшу, про лягушку Пипу, про королей, про дураков — забывались и издавались за последние лет тридцать, и все равно они звучат ошеломительно ново. У Седова замечательная манера легкого письма, кажется, что все, к чему он прикасается, превращается в увлекательную игру, не присоединиться к которой невозможно. Но главное в Седове — бесконечная свобода его воображения, по духу своему совершенно детская, его фирменная странность, благодаря которой он может позволить своим героям удивительные превращения в пылесос и воздушный шарик, а в своих сказках про мам разрешает себе показать маму-пьяницу и равнодушную маму. Все это — проявления одной трогательной заботы, но на разный лад. Было время, когда Седова издавали чуть больше и лучше, но сейчас, к сожалению, непросто найти ни его страшилки, ни замечательно смешной пересказ древнегреческих мифов «Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца», ни даже его новогоднюю сказку «Как Дед Мороз на свет появился», написанную в сотрудничестве с Мариной Москвиной. Тем не менее, всегда в продаже «Сказки про Лёшу» — Седов классический во всех отношениях, вызывающий одинаковый восторг родителей и детей.
Мария Бершадская
Выпускница ВГИКа и сценарист Мария Бершадская, работавшая, в числе прочего, над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, — не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни — это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение — увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.
Станислав Востоков
Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла — мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда — проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всем этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова мы именно за жанр рассказа о животных (см. «Не кормить и не дразнить» о Московском зоопарке и книгу «Остров, одетый в Джерси»), о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновленных, скорее, Юрием Ковалем, чем мастерами деревенской прозы, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.
Тамара Михеева
Тамара Михеева — профессиональный детский писатель. Это значит, что ей одинаково хорошо удаются и книжки-картинки о животных, и подростковые истории, вроде «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными созданиями. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе — никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.
Марина Аромштам
Педагог, психолог и специалист по детскому чтению Мария Аромштам до середины нулевых занималась написанием познавательных книг о педагогике для взрослых и обучающих пособий для начинающих читать детей. Но с тех пор, как в 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» получила премию «Заветная мечта», Аромштам превратилась не только в одного из наших любимых писателей, но и в главного пропагандиста детской книги. Придуманный ею сайт «Папмамбук» существует ровно для того, чтобы помочь родителям читать книги вместе со своими детьми. За прошедшие десять лет Марина Аромштам нарастила солидную библиографию и сама уже превратилась в классика современной литературы. Причем, слово «классик» хочется тут применить за ту ненавязчивую поучительность ее текстов, за которую мы привыкли ценить книги нашего детства, а лучше сказать — за ту свободу мысли и чувства, которую эти книги неизменно обещают. Она одинаково уверенно чувствует себя в разных темах и жанрах, будь то реалистическая повесть о школьной жизни («Когда отдыхают ангелы»), историческая повесть из Англии XIV века («Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история»), сказки-мифы о рождении мира («Однажды в новом мире») или книжки-картинки для детей («Желуденок»). Что бы она ни писала, это всегда о терапевтическом эффекте чтения и рассказывания историй — ровно то, что многие и заказывали.
Мария Ботева
Первая книга сказок Марии Ботевой «Световая азбука. Две сестры, два ветра» вышла в издательстве НЛО в 2005 году — тогда же она получила премию «Триумф» и вошла в шорт-листы «Дебюта» и «Заветной мечты». Мы довольно долго после этого о ней не слышали, пока ее не открыло заново издательство «КомпасГид», и тут стало ясно, что Ботева — это прежде всего точный, верный и внимательный писатель подростковой жизни. Две книги ее повестей, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2013) и «Ты идешь по ковру» (2016) — это прямо какое-то радостное приобретения для любой детской библиотеки. Потому что главной темой становятся здесь не какие-то исключительные горести подростковой жизни, а, наоборот, самое узнаваемое в ней, разговоры, чувства, ежедневные переживания. Так, в новой книге «Ты идешь по ковру» главные героини пьют чай, болтают скороговорки, болтаются без дела, но именно это «Лето скучное снова, просто тоски кусок» становится для нее неимоверно богатым сюжетом. Это такое ошеломительное, искреннее понимание подростковой жизни, что даже взрослому может помочь вспомнить, как оно все было.
Ася Петрова
Выпускница Сорбонны, замечательный переводчик с французского, жена одного из лучших современных детских поэтов Михаила Яснова и, прежде всего, замечательный детский автор. Доказано, если хотите, даже литературными премиями — их у Петровой целый букет, от первой премии «Книгуру» за сборник рассказов «Волки на парашютах» и премии Маршака до шорт-листов «Дебюта» и «Baby-НОСа». Главное в Асе Петровой, впрочем — это умение говорить с подростком на его языке, погрузиться в мир его переживаний, где буквально все становится вопросом экзистенциальным — от нежелания надевать рейтузы до страха, что бабушка умрет. Сборник рассказов «Волки на парашютах. Взрослые молчат», объединяющий истории для средних школьников и вдумчивую и сочувственную прозу о подростках, являет собой все то прекрасное, страшное, грустное, нелепое, из чего сделана обычная подростковая жизнь.
Нина Дашевская
Писательница Нина Дашевская уже трижды получала литературную премию «Книгуру”, при том, что свою первую повесть опубликовала в 2011 году. Музыкант по образованию, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и сейчас играет в оркестре театра им. Натальи Сац. И первые ее книги, в том числе «Около музыки», были посвящены той огромной перемене, которую звучание музыки способно совершить в жизни маленького человека. Это вообще главная тема подростковой прозы Дашевской — выход из темноты к свету, волшебная перемена, которая гарантированно поможет избавиться от одиночества и несчастья. Грустный мальчик станет веселым, у одинокого подростка появятся друзья, ребенок с СДВГ найдет понимание, всех ждет хороший конец. Учитывая, как просто и радостно эти книги написаны, ничего удивительного, что они так нравятся детям — да и взрослым тоже.
Наталья Евдокимова
В каком-нибудь другом мире, где фантастика, например, не считалась бы жанром в литературе второстепенным, Наталья Евдокимова стала бы большой литературной звездой — трудно найти автора, который чувствовал бы себя в этой теме настолько свободно. Ее антиутопия «Конец света» рассказывает о мире, который время от времени меняется целиком. Его законы странны, причудливы и иногда даже репрессивны, но остается вера, что однажды какой-то из миров окажется тем, что изобрел ты. Совсем новая книжка «Кимка&Компания» рассказывает о мальчике, который улетел от уставившихся в телевизор родителей в воображаемые миры, и путешествует по ним, прихватив с собой новорожденного брата. А есть еще совсем простая, пронзительная по интонации «Лето пахнет солью», подростковые герои которой вырываются на свободу к лету и морю от затянувшейся зимы и плена многоэтажек. В целом, это необходимая прививка фантазии от скучной и иногда тяжелой повседневности — и просто очень хорошая литература.
Книжные новинки январь-февраль 2020
Анастасия Орлова пишет стихи для малышей. Для хорошего поэта это самое трудное дело, ведь нужно, чтобы твои стихи полюбили не только сами малыши, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья - сначала прочесть книжку придется им. Стихи не только яркие и звонкие, но еще и добрые, и душевные, и умные. Говоря стихами самой Насти, "приятно, что ни говори, когда наполнен изнутри».
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/722963
|
Книга, в которой есть все составляющие идеального детектива: старый отель, загадочные постояльцы, тайна и юный сыщик, который решает разобраться в происходящем. Лихо закрученный сюжет будет держать в напряжении, а история детской дружбы тронет и детей, и родителей. |
Дети бывают очень одиноки, даже живя с прекрасными родителями. Папа десятилетней Марго много работает, мама пишет диссертацию. На все лето они переезжают в затерянный в лесу дом. И Марго остается без друзей. Совсем одна она слоняется по пустому дому, читает книги и гуляет по округе. В лесу она обнаруживает лисью нору |
Известная повесть Саши Чёрного, дневник "первой собаки, умеющей писать" в серии "Открой книгу!" Веселый фоксик Микки делится с читателями своими забавными наблюдениями за хозяевами, другими животными и окружающим миром.
|
Новая книга Виктории Ледерман написана в форме чередующихся монологов трех главных героев. Повествование переключается то на размышления Ангелины, которая жаждет внимания и ловко манипулирует одноклассниками, то на метания добродушного хулигана Егора, то на переживания рефлексирующего "ботаника" Никиты. Читатель же получает редкую в детской литературе возможность понять и прочувствовать каждого персонажа "изнутри", не ассоциируя себя лишь с кем-то одним. Следить за эволюцией Егора, Никиты и Ангелины, за их мыслями и чувствами - процесс увлекательный и волнующий!
|
В ночь ежегодного праздника осеннего равноденствия жители маленького городка собираются, чтобы пустить по реке бумажные фонарики. Легенда гласит, что, скрывшись из виду, фонарики взмывают к Млечному Пути и превращаются в сверкающие звезды, но неужели это правда?
|